Библейский взгляд на феномен научно-технического прогресса: Ноев ковчег или Вавилонская башня?
Техника (τεχνικός от τέχνη — искусство, мастерство, умение) — это общее название различных приспособлений, механизмов и устройств, не существующих в природе и изготовляемых человеком для осуществления процессов производства и обслуживания потребностей общества.
Философы, богословы, общественные деятели, вступая в XXI век и оглядываясь назад, пытаются осмыслить прожитый человечеством отрезок времени, прежде чем перевернуть очередную страницу истории. Что дал нам ХХ век? Чему научил? В материале для размышлений недостатка нет: две страшные мировые войны, унесшие сотни миллионов жизней; экологический кризис; попытки манипуляций сознанием; сведение человека до уровня практически неодушевленной детали, простой структурной единицы общей биомассы планеты — с одной стороны. Абсолютизации исключительно материальных, потребительских, эгоцентрических установок при полном господстве внешне различных, но сходных по своей сути богоборческих идеологий — с другой.
Как известно, само слово «прогресс» означает «движение вперед» (лат. progressio). Движение предполагает определение начальной и конечной точек, что в свою очередь поднимает вопрос о цели и смысле этого движения. Таким образом, вопрос прогресса теснейшим образом связан с вопросом смысла жизни. Прежде чем подойти к нему вплотную, следует определить эти точки — «альфу» и «омегу»: когда же начался
Начало истории человечества — это жизнь первых людей в раю. Возделывание рая, познание тварного мира — наречение имен животным — являлись одновременно и исполнением заповеди Бога, богослужением (лат. cultus — почитание, поклонение, культ)2. Получив заповедь «возделывать и хранить» Эдемский сад (Быт. 2:15), первые люди были призваны Богом к сотворчеству с Ним, совершенствуя, преображая окружающий мир, непрестанно возрастая при этом в любви к творению, друг ко другу и к Богу (Быт. 2:15; 19–20)3. Согласно святоотеческим толкованиям, задача первых людей состояла в преображении всего тварного мира до райского состояния,
Взаимосвязь духовного состояния человека и космоса была раскрыта в традиции святоотеческого богословия. Высшая в иерархическом отношении часть человека — дух должен был жить исключительно Богом, душа — духом, физическое тело — душой. Но в результате грехопадения прародителей и неправильного расположения ума, чувств и воли у современных людей «дух начинает паразитировать на душе, питаясь ценностями не Божественными <…> Душа, в свою очередь, становится паразитом тела — поднимаются страсти. И, наконец, тело становится паразитом земной вселенной <…> и так обретает смерть«6. Смерть, вошедшая в мир грехом человека, — именно «это завещание каждому из нас оставили наши предки. <…> Возможен ли прогресс, логичен ли, оправдан ли, потребен ли прогресс миру, в котором смерть — самая неизбежная необходимость? <…> Культура не делает человека победителем смерти, ибо и сама дело рук смертных людей. На всем, что ей принадлежит, лежит печать смертного человека», — восклицает прп. Иустин (Попович)7.
Особо важное значение для осмысления состояния человека и его взаимоотношений с миром после трагедии грехопадения имеет святоотеческая экзегеза Быт. 3:21: «И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные, и одел их». Буквальное прочтение этого места ясно свидетельствует о появлении того, чего в природе никогда не было — одежд, сделанных из кожи животных, убитых. как считают некоторые древние экзегеты, при первом жертвоприношении8. Мы видим, что, проявляя заботу о нагом человеке, потерявшем Рай и пытающемся сделать себе «опоясания из смоковных листьев» (Быт. 3:7) — а нагота, за исключением
«Первый человек, до своего грехопадения, не замечал своей наготы, потому что таковой не было: весь мир был телом царя тварей, и потому не было определенного места в мире, про которое можно было бы сказать: «Вот нагота тела». Но когда единство с миром было разорвано грехом, тогда только небольшая область действительности стала
После грехопадения человек должен был возрастать в любви к Богу, к себе подобным и ко всему творению уже в других условиях — в условиях падшего, тленного мира.
Итак, изначально
Любое жилище, дом или город становится искусственным подобием, расширением сферы телесности в окружающий мир, земля которого произращает человеку «терния и волчцы» (Быт. 3:18), и одновременно — сакральным местом особого божественного присутствия, образом утерянного рая. Современная библейская археология свидетельствует о том, что древнейшие поселения (например, неолитический Иерихон) всегда возникали или планировались вокруг святилищ15.
Однако реалии библейской истории, как мы видим из последующих глав книги Бытия, оказываются совершенно иными. При общем обмирщении, секуляризации культуры — искусства, архитектуры, науки — начинается ее деградация. Отец Павел Флоренский отмечал, что культура есть и «хронический недуг восстания на Бога. <…> Вместо Бога был поставлен идол, самообожествивший себя человек, и тогда уже необходимым последствием было все дальнейшее развертывание культуры, имевшей оправдать всюду человеческое самообожествление»16. Инспирация и мотивация творчества здесь уже не от Бога и не в любви к Богу и Его творению, а в словах диавола — «человекоубийцы от начала» (Ин. 8:44): «откроются глаза ваши, и вы будете, как боги» (Быт. 3:5).
Противление Богу в
«Алхимики занимались поиском эликсира жизни, а в конечном итоге изобрели порох, сокращающий и калечащий и без того короткую жизнь. <…> Большими, гигантскими прямо шагами идет человечество по пути прогресса. Может быть, уже близится та блестящая эпоха, когда откроются воздушные рейсы и акционерные компании станут перевозить на громадных воздушных кораблях кладь и пассажиров. Но станет ли от этого человек более счастливым? Смело можно ответить: нет, счастливее он не будет. Залетают по воздуху корабли, и в чистой воздушной стихии откроется такая же беспощадная война, какая ведется теперь на суше и на море. Появятся воздушные миноносцы и броненосцы. В непроглядной тьме грозовых туч и под голубыми сводами девственно чистого неба раздастся грохот орудий: стоны и проклятья и громкие крики победы нарушат священную тишину заоблачных стран, а на землю с высоты неба польется алая кровь все того же страдающего и умирающего несчастного человека…», — пророчески заметил архимандрит Иларион (Троицкий) — будущий архиепископ и священномученик19 — в 1913 году. Год спустя, выступая перед студентами Московской духовной академии 3 сентября 1914 года, он говорил: «Война — лучший показатель внутреннего существа культурного прогресса, и в этом внутреннем существе прогресса открывается ужасная трагедия. <…> Война — это самопроклятие прогресса»20.
Таким образом, с библейской точки зрения сам по себе культурный и
Итак, с точки зрения библейского богословия можно прийти к трем обобщениям.
—
— Произведения
—
— Техника похожа на «вторую природу», задающую нам вектор движения, иногда властно и неумолимо. И об этой «второй природе» сказано в книге Бытия как о «кожаных одеждах» (Быт. 3:21), одновременно необходимых для выживания в падшем мире и в то же время символизирующих ограниченность, слабость, смертность человека, отступившего от своего Творца. Однако важно понять, что это
Таким образом, высшей целью и ценностью с точки зрения Священного Писания является спасение бессмертной души человека, а осмысление и объективная оценка
Настоящее время — эпоха бурного
Священник Олег Мумриков,
преподаватель МДАиС,
доцент ПСТГУ, кандидат богословия,
клирик Донского храма г. Мытищи
- Флоровский Г., прот. Затруднения
историка-христианина // Вера и культура: избранные труды по богословию и философии. СПб.: Русский Христианский Гуманитарный институт, 2002. С. 696. - Флоренский П., свящ. Записка о христианстве и культуре // Сочинения. Т. 2. М.: Мысль, 1996. С. 547–559. (Статья была написана в 1923 г., уже после закрытия Академии.) Такое понимание термина культура нашло отражение и в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» (Разд. 14.2).
- Быт. 2:15: «И взял Господь Бог человека, [которого создал,] и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его»;
Быт. 2:19–20: «Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел [их] к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым».
Дар творчества как аспект образа Божия рассматривали блаж. Феодорит Кирский, прп. Анастасий Синаит, прп. Иоанн Дамаскин, а также церковный писатель V в. еп. Василий Селевкийский. См.: Киприан (Керн), архим. Антропология святителя Григория Паламы. М.: Паломник, 1996. С. 354–355. - «Эту задачу он должен был осуществить в сфере своего произволения, путем свободного направления всех сил души к Богу <…>. Человек, прежде всего, должен был победить бесстрастием разделение в себе (на полы); затем святой жизнью соединить мир и рай, чтобы и тот и другой для тела его одинаково были землей; потом равноангельской добродетелью утончить тело и чувства настолько, чтобы открыть себе доступ на небо; далее достигнуть равноангельского ведения и, таким образом, объединиться с миром мысленным; наконец, в любви недоведомо соединиться с Самим Богом. <…> Объединяясь в конце концов с Богом, он достиг бы того, что на него излились бы потоки обожения, а через него и на все мировое бытие. Это обожение, соединение с Богом, погружение в Него, как естественная энергия тварного бытия, всегда стремящегося к своей Причине, доставило бы твари вечное и непреложное блаженство. Так осуществилась бы конечная цель, для которой Логос и поставил человека в центре мироздания, как Свой образ», — писал о миссии первозданного человека, обобщая мысли преподобного Максима Исповедника,
С. Л. Епифанович . ЕпифановичС. Л. Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие. М.: Мартис, 2003. С. 74–75. - Богородский Я.В., проф. Начало истории мира и человека по первым страницам Библии. Казань, 1906. С. 201.
- Лосский
В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М., 1991. С. 253. - Иустин (Попович), прп. Философские пропасти. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2004. С. 36, 39.
- Ефрем Сирин, прп. Толкование на книгу Бытия // Творения. Т. 6. М.: Отчий дом, 1995. С. 249.
- См., например: Быт. 9:22, 42:9–12; Исх. 20:26, Иез. 16:8, 23:10; Ис. 20:2–4, 47:3; Плач. 1:8; Мф. 25:36; 2 Кор. 5:3; Откр. 3:17–18, 16:15.
- Флоренский П., свящ. У водоразделов мысли // Сочинения. Т. 3(1). М.: Мысль, 1996. С. 403, 436–437.
- Синаксарий в Неделю сырную, в тот же день вспоминаем отпадение первозданного Адама от сладости Рая // Синаксари Постной и Цветной Триодей. М.:ПСТГУ, 2009. С. 50–57.
- Пс. 18:2–4: «Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь. День дню передает речь, и ночь ночи открывает знание. Нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их…» и далее.
Прем. 11:21: «Ты все расположил мерою, числом и весом».
Еккл. 1:13: «И предал я сердце мое тому, чтобы исследовать и испытать мудростью все, что делается под небом: это тяжелое занятие дал Бог сынам человеческим, чтобы они упражнялись в нем».
Рим. 1:20: «Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы…» - Флоренский П., свящ. У водоразделов мысли // Сочинения. Т. 3(1). М.: Мысль, 1996. С. 378–379, 401.
- Флоренский П., свящ. Записка о христианстве и культуре // Сочинения. Т. 2. М.: Мысль, 1996. С. 549.
- Зубов
А. Б. История религий. Кн. I. М.: Институт «Открытое общество», 1997. С. 131; МерпертН. Я. Очерки археологии библейских стран. М.: Библейский институт св. ап. Андрея, 2000. С. 50–80. - Флоренский П., свящ. Записка о христианстве и культуре // Сочинения. Т. 2. М.: Мысль, 1996. С. 548–549.
- Нестерук А. Логос и космос: Богословие, наука и православное предание // Пер. с англ. (Серия «Богословие и наука»). М.:
Библейско-богословский институт св. ап. Андрея, 2006. С. 80–81, 85–86. - Максим Исповедник, прп. Творения. Кн. II. Вопросоответы к Фалласию.
Ч. I. Вопросы I–LV . Пер. с др.-греч. и комм.С. Л. Епифановича иА. И. Сидорова . М., 1993. С. 83–84. - Иларион (Троицкий), сщмч. Наука и жизнь: вступительная лекция, сказанная в МДА 11 сентября 1913 года // Без Церкви нет спасения. М.-СПб.: Сретенский монастырь — «Знамение», 2000. С. 284–301.
- Иларион (Троицкий), сщмч. Прогресс и преображение: вступительная
лекция-речь , сказанная в академической аудитории 3 сентября 1914 года // Без Церкви нет спасения. М.-СПб.: Сретенский монастырь — «Знамение», 2000. С. 264–283. - «Истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ин. 8:34).
- Флоренский П., свящ. О цели и смысле прогресса: выступление в философском кружке МДА, 1905 год // Сочинения. Т. I. М.: Мысль, 1994. С. 196–204.
- Иустин (Попович), прп. Философские пропасти. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2004. С. 49.
- Иларион (Троицкий), сщмч. Наука и жизнь // Без Церкви нет спасения. М.-СПб.: Сретенский монастырь — «Знамение», 2000. С. 284–301.
- Иларион (Троицкий), сщмч. Прогресс и преображение: вступительная
лекция-речь , сказанная в академической аудитории 3 сентября 1914 года // Без Церкви нет спасения. М.-СПб.: Сретенский монастырь — «Знамение», 2000. С. 264–283. - Иер. 17:10: «Я, Господь, проникаю сердце и испытываю внутренности, чтобы воздать каждому по пути его и по плодам дел его».
Иер. 21:14: «Но Я посещу вас по плодам дел ваших, говорит Господь».
Иер. 32:19: «Великий в совете и сильный в делах, Которого очи отверсты на все пути сынов человеческих, чтобы воздавать каждому по путям его и по плодам дел его».
По материалам