Обезьяна с человеческими органами и дети из холодильника: ящик Пандоры открыт
Дети из пробирки уже реальность, новым трендом становятся дети из холодильника – замороженные при низких температурах эмбрионы, которые могут сколь угодно долго ждать своих родителей. На очереди – редактирование человеческого генома на стадии зародыша, когда можно «подправить» возможные болезни, и выращивание донорских органов в химерных организмах человека и животного.
Насколько этичны такие эксперименты с человеческой и христианской точки зрения, обсуждаем с кандидатом философских наук, заведующим кафедрой философии образования философского факультета МГУ имени М.В.Ломоносова Еленой Брызгалиной и членом комиссии по богословию и богословскому образованию Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви протоиереем Олегом Мумриковым.
Химеры обезьяны и человека: что будет, если человеческие клетки мигрируют в мозг обезьяны?
Что произошло? Две конкурирующие научные группы – одна под руководством испано-американского биолога Хуана Бельмонте, вторая – под руководством американо-японского биолога Хиромицу Накаучи работают над созданием химеры обезьяны и человека.
Химерой в биологии называют организм, состоящий из неоднородных клеток, то есть с неидентичными ДНК.
Цель экспериментов – выращивание органов для трансплантации. Химеризация – самый перспективный метод, поскольку в отличие от 3D-печати и населения пустых каркасов органов клетками пациентов, он более естественный, и шанс сработать у него значительно выше.
Ученые знают, какие гены ответственны за формирование того или иного органа у животного, если их отключить и одновременно заменить стволовые клетки животного на человеческие, то есть шанс на то, что животный эмбрион примет их в состав организма. Тогда соответствующий орган будет годен для пересадки человеку.
В ходе экспериментов с другими животными (например, со свиньями) стало ясно, что шанс создания органов для трансплантации реален лишь при использовании наиболее генетически близких людям животных – приматов. Такие эксперименты с шимпанзе или гориллами почти везде запрещены, однако с мартышками они возможны.
Неизвестно, на какой стадии испанская группа уничтожила химерный эмбрион, однако это произошло ранее 14-го дня гестации – это «красная черта», за которую не заступают экспериментаторы, создающие химеры с человеческими клетками. Кроме того, ученые заложили определенные механизмы, которые привели бы к самоуничтожению человеческих стволовых клеток в случае их неожиданной миграции в мозг.
Православная Церковь акцентирует мнение на следующих принципах:
– Научно-технический прогресс должен развиваться в русле прогресса духовного, нравственного; иными словами, для человека и человечества нет прогресса без Богочеловека Христа, единственного победителя смерти. (Иустин (Попович), преп. Философские пропасти. – М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2004. – С. 49)
– Произведения научно-технического прогресса сами по себе, как и разум, нейтральны, но дух человека находит им или злое, или доброе применение. На страницах Библии мы видим примеры технической мысли, воплощающейся не только как зло, несущее страдание и смерть, но и как образ служения Богу и свидетельства Его особого благоволения к человеку: первые кожаные одежды, ковчег Ноя, «зоотехнические» приемы патриарха Иакова (Быт. 30:37-43), скиния а, позднее, Храм, со всем, что его наполняет, включая музыкальные инструменты и технологию письменности, святой город-крепость Иерусалим.
– Научно-технический прогресс может и должен служить богопознанию, раскрывая возможности для изучения тварного мира, с целью прославления Творца.