Эко Эко

Экология потребления: общество, государство, церковь

ЭКОЛОГИЯ ПОТРЕБЛЕНИЯ: ОБЩЕСТВО, ГОСУДАРСТВО, ЦЕРКОВЬ

04.09.2021

45676434899.jpg

Развитие научно-технического прогресса внесло в повестку дня человечества экологическую проблематику. И с каждым новым периодом движения от индустриального общества к постиндустриальному и дальше объем внимания человека к экологии увеличивался. Причина проста: наша цивилизация настолько усложняет все процессы жизнедеятельности, что природе все труднее переработать плоды рук человеческих. Чтобы нам жить, нам нужна природа. А природа за нами не успевает.

В преддверии очередного Дня особой молитвы о Божием творении, отмечаемого в Русской Православной Церкви в первое воскресенье сентября, представляем вниманию читателей информационно-просветительского интернет-портала «Приходы» статью кандидата социологических наук, главного редактора портала «Приходы» Евгении Жуковской о том, почему экология стала модной и можно ли пройти мимо этой темы человеку, государству и Церкви.

 

Может ли общество не замечать экологию?

Во многом с проблемами экологии связывали развитие социального риска ученые Э.Гидденс («Ускользающий мир») и У.Бек («Общество риска»). Они говорили о корневых изменениях общества под воздействием условий, созданных самим же человеком. Рост производств, формирование потребительской культуры, влияющей на смещение фокуса внимания с критерия качественности вещи, услуги, события на критерий его модности. Время осознается не какой-то линейной (горизонтальной или вертикальной) величиной, а нелинейным движением с интенсивными характеристиками. Мир становится многослойным и многоуровневым, его невозможно описать простыми формулировками и дать четкие, конкретные определения.

Вместе с культурой потребления на глобальном, макроуровне перестраивается экономическая политика, на которую все больше влияют увеличение количества людей, имеющих постоянный и ежедневный доступ к электроэнергии, технике (от бытовой до автомобилей). То, что в прежние века было роскошью, стало естественным и обыденным. То, что в традиционном и раннем индустриальном обществе относилось к личному риску и не влияло на весь социум, в период первой индустриальной революции приобрело черты массовости и спровоцировало ускорение процессов, приведших ко второй (рубеж XIX – XX вв.) и третьей (вторая половина XX вв.) промышленным революциям. Риск из категории персональной трансформируется в индивидуализированный[1]. Теперь он «в общем и целом продукт передовых промышленных технологий», постоянно усиливающийся под воздействием научных технологий[2]. Не замечать их становится все труднее даже там, где человек напрямую с технологиями будто бы не соприкасается. Скажем, изменение русла реки или строительство ГЭС влияет на климат не только той территории, куда были внедрены технологии, но и на весь регион, а в конечном счете на экологическую ситуацию на планете.

В условиях четвертой индустриальной революции, сформировавшей «мировое общество риска», социальный риск «не поддается компенсациям»[3]. Как мы можем возместить [ПW1] ущерб земле, нанесенный пожарами в Якутии? И решается ли проблема наводнений в Сибири и на Дальнем Востоке только лишь строительством нового жилья пострадавшим? А как быть с отравлением воздуха в результате многотысячных автомобильных пробок в мегаполисе?

 

Государство и экология:
политическая повестка или внимание к будущему?

 Неотъемлемые от социума проблемы экологии третьего тысячелетия заставляют государство включить экологию в число тем, требующих системного и предметного внимания. Экологии посвящаются встречи глав мировых держав, созданы международные экологические организации, действуют научные школы, занимающиеся исключительно этой проблематикой. Декларация Генеральной ассамблеи ООН «Преобразование нашего мира: повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года» содержит четыре цели устойчивого развития, связанные с экологией: «Цель 6. Обеспечение наличия и рационального использования водных ресурсов и санитарии для всех», «Цель 7. Обеспечение доступа к недорогим, надежным, устойчивым и современным источникам энергии для всех», «Цель 11. Обеспечение открытости, безопасности, жизнестойкости и экологической устойчивости городов и населенных пунктов», «Цель 12. Обеспечение перехода к рациональным моделям потребления и производства»[4].

Социально-экономическое развитие государства напрямую зависит от программ, в которых экология находится не на последнем месте. Создание и массовое внедрение безопасного производства, бережливое отношение к природе – не пустые слова, а многоцелевые проекты, создающие определенную подушку безопасности для настоящего и будущего. Достаточно вспомнить две техногенные катастрофы за микроскопический с точки зрения человеческой истории отрезок времени – последние тридцать пять лет, случившиеся на глазах у всего мирового сообщества. Это Чернобыль и Фукусима. Их последствия ощутимы до сих пор.

Безусловно, как только государство обращает свой интерес на какую-то тему, происходит ее политизация. Для различных сил это повод заявить о себе, попытка зафиксировать свой статус в социальном пространстве, возможность получения коммерческой выгоды и увеличения числа своих сторонников и последователей. Так ли плоха политизация – предмет другого разговора. Однако нельзя не увидеть определенные позитивные тенденции в использовании той или иной темы различными политическими силами, равно как и государственными институтами. И заключаются они в том, что проблема рецепируется обществом, становится частью его мировоззренческой парадигмы. Происходит информационный посев актуальности темы, произрастающий впоследствии в реальных действиях отдельных людей, сообществ и социальных институтов.

Например, если бы государство не стимулировало программы по здоровому образу жизни, в обществе не возникла бы мода на этот самый здоровый образ жизни, в том числе, как причастность к какой-то респектабельности среднего класса, который будто бы есть в России, а вроде бы и нет, но у населения есть запрос на причисление себя к нему[5].

В России тема экологии особенно стала заметна обывателю в результате следующих действий государства: объявление 2017 года Годом экологии[6], включение экологии в число Национальных проектов в 2018 году[7], а также объявление нынешнего, 2021 года, Годом науки и технологий[8]. И хотя некоторые исследователи считают, что Год экологии не принес ощутимых результатов в экологической политике[9], по прошествии четырех лет можно сделать вывод о том, что по окончании Года экологии объем информации по данной теме не уменьшился. Напротив, наблюдается его стабильный рост. Способствует этому реализация Правительством Российской Федерации Национального проекта «Экология», ставшая логическим продолжением инициатив и действий, стартовавших в Год экологии. В текущем году тема усилилась проведением Года науки и технологий, поскольку экологическая проблематика напрямую связана с достижениям научно-технического прогресса.

 

Не воцерковление экологии,
а церковное делание на благо творения Божия

Как многие актуальные в третьем десятилетии XXI века темы, проблематика экологии фундаментально прозвучала в церковном документе в 2000 году, когда Юбилейным Освященным Архиерейским Собором были приняты «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви». Тринадцатая глава доктрины посвящена теме «Церковь и проблемы экологии»[10]. Появилась она здесь неслучайно: на протяжении нескольких десятилетий до того Церковь обсуждала экологию в рамках международных межрелигиозных, межхристианских и межправославных форумов и событий самого разного уровня. Поскольку центром этих дискуссий были страны Запада, можно сделать выводы о том, что они были инициированы религиозными лидерами не без влияния научного сообщества и социальных мыслителей, активно рефлексировавших в эти годы о влиянии экологии на социум.

Следующий этап проработки темы произошел в период с 2010 по 2012 гг., когда Межсоборное Присутствие Русской Православной Церкви подготовило проект документа «Позиция Русской Православной Церкви по актуальным проблемам экологии», затем принятого Освященным Архиерейским Собором 4 февраля 2013 года[11].

Что связывает между собой эти два базовых текста, которые сегодня можно назвать корневыми в экологической политике Московского Патриархата? Во-первых, выражение обеспокоенности Церкви в отношении небезопасного, вредоносного и разрушительного природопользования (причем в масштабе всей планеты). Во-вторых, историческая, библейская ретроспектива на развитие человеческой цивилизации («искажение первозданной природы» произошло в результате грехопадения[12]). В-третьих, нацеленность Церкви проводить воспитательную работу в целях деятельного участия человека в решении экологических проблем современности. При этом важно отметить, что в документе 2013 года богословские размышления об окружающем мире усиливаются свидетельством важности молитвенного правила о Божием творении. В частности, подчеркивается, что за каждым богослужением православный христианин молится «о благорастворении воздухов, о изобилии плодов земных»[13]. В документе говорится о важности не только молитвы, но и реальных дел, способствующих улучшению экологической ситуации в том месте, где христианин призван трудиться Господеви.

Особенность церковного управления последних двенадцати лет такова, что из каждого решения высшей церковной власти (Поместных и Архиерейских Соборов) проистекает множество текущих дел и проектов. В частности, по итогам одного поручения Архиерейского Собора может быть издано несколько поручений профильным синодальным учреждениям, которые впоследствии выльются в другие соборные и синодальные документы. По итогам Архиерейского Собора в целях продолжения положений «Позиции Русской Православной Церкви по актуальным проблемам экологии» появились следующие постановления Священного Синода:

  • Чин пения во дни губительных бедствий и техногенных катастроф[14];

  • Методические рекомендации об участии Русской Православной Церкви в природоохранной деятельности[15];

  • День особой молитвы о Божием творении[16].

 Есть ли результативность подобной административно-просветительской деятельности Русской Православной Церкви, можно проанализировать из данных портала «Приходы». Ресурс в ежедневном формате освещает жизнь приходских общин и епархиальных инициатив в течение восьми лет, а потому собранная здесь информация позволяет сделать выводы о том, что по-настоящему интересно членам Церкви помимо богослужения, а также насколько общецерковные решения воспринимаются церковным сообществом. Через исследование контента портала «Приходы» выявляются активные и неактивные территории, живые проекты и программы, которые созданы искусственно, вне контекста реальности.

Мониторинг портала «Приходы» с 2013 по 2021 гг. показывает, что тема экологии и бережливости аутентична волонтерским движениям православных христиан, проживающих в России и ближнем зарубежье. За эти годы приходами и епархиями реализовано по меньшей мере 44 проекта. Пик пришелся на 2017 год и здесь нельзя не увидеть влияния Года экологии, который в 2017 году проводился в России.

Самым активным в России можно назвать Центральный федеральный округ, здесь с 2013 по 2018 гг. с пропуском 2014 года, православными гражданами создано девять проектов (четыре приходских и пять епархиальных). На втором месте – шесть проектов – Приволжский федеральный округ, здесь с 2016 по 2021 гг. с пропуском 2018-2019 гг. (два приходских и четыре епархиальных), и Южный федеральный округ, где экологическая повестка ведется с 2017 по 2021 гг. (пять приходских и один епархиальный). На третьем месте с пятью проектами – Сибирский федеральный округ, здесь в 2016 – 2017 гг. было три приходских, а в 2021 году – два приходских проекта. На четвертом месте – с тремя проектами в 2017 году и 2019 году Северо-Западный федеральный округ (два приходских, один епархиальный). На пятом месте – Уральский и дальневосточный федеральные округа с приходской активностью в два проекта в 2018 – 2019 гг. (Дальний Восток) и 2020 – 2021 гг. (Урал).

Из стран ближнего зарубежья наиболее активна Белоруссия: здесь в 2015 – 2017 гг. реализовано четыре проекта (три приходских, один епархиальный). Украинские епархии провели по одному проекту в 2016, 2019 и 2020 гг. Литва и Казахстан организовали по одному проекту в 2017 году (епархиальный) и 2019 году (приходской).

В 2021 году проблематика экологии и бережливости стала лейтмотивом в номинациях конкурсов малых грантов, а также основного конкурса Международной грантовой программы «Православная инициатива». Весной 2022 года целесообразно вернуться к анализу темы участия сообществ православных граждан в решении экологических проблем не только на основании данных контента портала «Приходы», но и по итогам изучения результата реализации грантовых заявок победителей конкурса «Православная инициатива 2021».

Евгения ЖУКОВСКАЯ,
кандидат социологических наук



[1] Кравченко С.А. Цифровые риски, метаморфозы и центробежные тенденции. // Социологические исследования, №8, 2019. – С.48-57.

[2] Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. М.: Прогресс-Традиция, 2000.

[3] Beck U. World at Risk. Cambridge: Polity Press, 2010.

[4] Генеральная ассамблея ООН. Декларация от 25 сентября 2015 года. Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года. // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. – http://docs.cntd.ru/document/420355765 (дата обращения к документу 15.02.202)].

[5] См.: Люди среднего класса: кто они? Сколько их? // ВЦИОМ. Новости, 20 марта 2008. – https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/lyudi-srednego-klassa-kto-oni-skolko-ikh (дата обращения к документу 03.09.2021)

Средний класс (c 4.02.11 по 14.02.11). Результаты опроса. // Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». Опросы. – https://www.hse.ru/expresspolls/results/26976971.html (дата обращения к документу 03.09.2021).

Антонов С. Средний класс в России. Сколько надо зарабатывать, чтобы в него попасть. // Т – Ж. Журнал про ваши деньги. – https://journal.tinkoff.ru/middle-class/ (дата обращения к документу 03.09.2021).

[6] 5 января 2016 года Президент России Владимир Путин подписал указ, в соответствии с которым 2017 год в России объявлен годом экологии. Цель этого решения — привлечь внимание к проблемным вопросам, существующим в экологической сфере, и улучшить состояние экологической безопасности страны.

[7] 7 мая 2018 года Президент России Владимир Путин подписал указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», устанавливающий и утверждающий национальные проекты России. Цель этого национального проекта – кардинально улучшить экологическую обстановку и положительно повлиять на оздоровление россиян. В этой многосторонней работе принимают участие органы власти, исполнители, кураторы федеральных проектов, общественные организации и граждане.

[8] 25 декабря 2020 года Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал указ о проведении в 2021 году в России Года науки и технологий. Цель этого решения – познакомить граждан Российской Федерации с молодыми учеными, проживающими в регионе и успешно реализующими проекты в области науки и технологий, чьи разработки получили признание в России за рубежом.

[9] Тимин А.А., Фельдман М.А. Итоги года экологии в Российской Федерации (оценка инструментов регулирования) // Вопросы управления, 2019. — № 3 (39). — С. 155—169.

[10] Основы Социальной концепции Русской Православной Церкви. // Официальный сайт Русской Православной Церкви Patriarchia.ru. — http://www.patriarchia.ru/db/text/419128.html (дата обращения к документу 03.09.2021).

[11] Позиция Русской Православной Церкви по актуальным проблемам экологии. // Официальный сайт Русской Православной Церкви Patriarchia.ru. — http://www.patriarchia.ru/db/text/2775125.html (дата обращения к документу 03.09.2021).

[12] Ср.: Там же, а также Основы Социальной концепции Русской Православной Церкви. // Официальный сайт Русской Православной Церкви Patriarchia.ru. — http://www.patriarchia.ru/db/text/419128.html (дата обращения к документу 03.09.2021): «Отношения между человеком и окружающей природой были нарушены в доисторические времена, причиной чего послужило грехопадение человека и его отчуждение от Бога».

[13] Позиция Русской Православной Церкви по актуальным проблемам экологии. // Официальный сайт Русской Православной Церкви Patriarchia.ru. — http://www.patriarchia.ru/db/text/2775125.html(дата обращения к документу 03.09.2021).

[14] Утвержден Священным Синодом от 25-26 декабря 2013 года (журнал № 148).

[15] Утверждены Священным Синодом 13 июля 2015 года (журнал № 40). Даются рекомендации по организации экологической просветительской деятельность на общецерковном, епархиальном, благочинническом и приходском уровнях, а также общие рекомендации по участию в частных экологических инициативах.

[16] Утверждены Священным Синодом 13 июля 2015 года (журнал № 41).


Возврат к списку