Круговорот вещей в церковном приходе
Сторонники экологичного образа жизни предлагают пять ступеней разумного потребления. На английском языке каждая ступень начинается на R, поэтому этот подход назвали «Правилами 5R»: Refuse (откажись), Reduce (сокращай), Reuse (используй повторно), Recycle (сдавай в переработку), Rot (компостируй органические остатки).
Итак, третий шаг осознанного потребления — Reuse — используй повторно. И если есть такая возможность, замени одноразовое на многоразовый аналог.
Насколько совместим такой подход с церковной жизнью?
Так как Церковь — организация древняя, и историю свою ведет еще с тех времен, когда ценилась каждая тряпочка, каждая вещь была на счету, то здесь много чего бытового используется повторно. Церковная утварь, облачения, писаные иконы в иконостасе — это сделано качественно и надолго. И если в строящемся храме меняют временный иконостас на постоянный, то первый пристраивают: отдают или продают с большой скидкой в глубинку, например.
Но в церковной лавочке одноразовое прижилось прекрасно. Например, свечница фасует просфоры по полиэтиленовым пакетикам. Жизнь такой упаковки после продажи недолгая: просфоры часто съедаются сразу, пакетик выбрасывается. А потом попадает на свалку, если его донесут до урны. Но могут и не донести. И улетит этот пакетик куда-нибудь в реку или в озеро. Или повиснет на дереве. Но даже и на свалке он пролежит сотни лет.
Поэтому когда мои дети бегут в лавочку за любимым лакомством, я прошу их не брать пакетик, а просто обработать руки антисептиком. И если упаковку все же дали, вернуть ее обратно.
Если нужно нести просфоры домой, то мы применяем текстильный мешочек. Я его подарила будущему мужу еще на заре нашего знакомства 20 лет назад. Вышивала вечерами во время Великого поста, находя минуты между работой и учебой. Но вышивка — это не обязательно, конечно, можно сшить простой мешочек или купить его в той же лавке и использовать много раз. Это уважительнее к освященному хлебу, чем пакетик, который через минуту или час полетит в мусорку.
Еще пример повторного использования, который помню из детства: бабушка берет на службу в храм голубую книжечку, после внесения пожертвования кладет ее в специальный ящик, а после службы забирает для домашней молитвы. В этой книжечке-помяннике записаны имена родственников — и живущих, и ушедших.
Многоразовая записка! Я воспользовалась таким опытом и выписала в отдельный блокнот имена усопших родственников. Этот блокнот муж берет с собой в дни сугубого поминовения усопших.
Одежда. Синтетическая или из натуральных материалов, она прошла путь от сырья до покупателя. Помимо сырья, в нее вложены как минимум электричество, вода и человеческий труд. Если одежда произведена где-то далеко, а это часто Турция или Китай, то еще и транспортный след она оставляет.
Отдавать ненужную одежду тем, кому она нужна, — это лучше, чем отправлять ее на свалку.
Не раз встречала на светских родительских форумах рекомендацию отнести в церковь пакеты с ненужными вещами. Однако не во всех храмах есть благотворительные организации, готовые распределять гуманитарную помощь. А вещи несут. И сторожа хватаются за голову.
Как вариант решения, я договорилась бы с одной из городских служб, занимающихся бывшим в употреблении текстилем. Например, в Петербурге это «Спасибо», «Лепта» или «Перемолка». И предложила бы поставить контейнер именно рядом с храмом.
А еще можно по праздникам проводить «фримаркеты» — ярмарки, куда прихожане приносят ненужные вещи и обменивают на нужное. Либо продают за недорого в пользу храма.
Хотя в реальности друзья-прихожане и без того обмениваются детскими вещами. Получается «круговорот вещей в приходе»: когда подрос четвертый ребенок, мы отдали кому-то коляску и кроватку. А когда мы ждали пятого, уже другие коляска и кроватка были отданы нам безвозмездно. Я себе даже принцип такой придумала: если что-то мне отдали просто так, то дальше я тоже просто так эту вещь передаю. Прямо как в Евангелии от Матфея слова Спасителя: «Туне приясте, туне дадите» (Мф 10:8).